17:30 О русском языке замолвите слово |
Не так давно мне как члену Координационного совета соотечественников и директору Фонда «Александр Пушкин», который уже 16 лет занимается продвижением русского языка в Испании, выпало принять участие в организованном МИД России в Москве Международном конгрессе по статусу русского языка. Но прежде чем поделиться впечатлениями о конгрессе небольшое отступление. Президент России В.В.Путин провозгласил 2007 год Годом русского языка. Случилось это довольно неожиданно для министерств и ведомств, которые призваны заботиться о русском языке у нас в стране и за рубежом, и даже для самих русистов. Во всяком случае, Федеральной целевой программой «Русский язык» ничего подобного предусмотрено не было. Но раз уж президент сказал, то надо выполнять. В российских средствах массовой информации появились многочисленные публикации на тему русского языка, различные государственные и общественные организации стали наперебой проводить как в России, так и за рубежом тематические конференции, симпозиумы, «круглые столы», на профильных международных выставках и ярмарках прошли крупные акции в поддержку русского языка. Одной из таких акций, видимо, и должен был стать Конгресс по статусу русского языка. Сначала несколько слов об организационной стороне конгресса. Прибыв в поздний час в указанную организаторами московскую гостиницу «Пекин», я с удовлетворением обнаружил, что меня там ждали: оперативно вручили папку с документами конференции и ключ от просторной и только что отремонтированной комнаты, ничуть не хуже отеля четыре звезды на мадридской Гран Виа. Ровно через 3 минуты после вхождения в номер меня ждал новый сюрприз: приятный женский голос участливо поинтересовался, не хочу ли я попрактиковать русский язык в компании с девушками с высшим образованием, а услышав отказ, вежливо извинился и пожелал доброй ночи (этот же голос обращался ко мне с аналогичным предложением и во все остальные дни пребывания в гостинице). Наутро участников конференции ждал комфортабельный автобус, который доставил к уютному конференц-залу гостиницы «Золотое кольцо», сплошь уставленному треногами с теле и фото аппаратурой. Скоро стала ясна причина информационного ажиотажа: из-за занавеси вышли и разместились за столом президиума первый вице-премьер российского правительства Д.Медведев и министр иностранных дел С.Лавров, который после короткого вступления, предоставил слово Д.Медведеву. Последний сообщил собравшимся, что сегодня русский язык считают родным 130 миллионов человек в России и 30 миллионов за рубежом, еще 114 миллионов человек считают русский язык вторым; признал, что с изучением и чистотой русского языка есть проблемы внутри страны, отметил непростую ситуацию с русским языком в бывших республиках СССР, пообещал более активно поддерживать осуществление Федеральной целевой программы «Русский язык», создать Национальный фонд русского языка, а также региональные центры русского языка. После вступительных слов высокие руководители, как принято, удалились по важным государственным делам. Дальше последовали выступления чиновников рангом пониже, а также отдельных представителей с мест, то есть участников конгресса, в основном из стран ближнего зарубежья. После скромного, но вполне достойного обеда все разошлись по трем секциям. Мне выпало участвовать в секции по теме русского языка за рубежом, прошедшей в родном Росзарубежцентре. Как и случается в подобных случаях, на секции за два с половиной часа успели выступить только представители различных российских организаций, поэтому предполагавшуюся дискуссию о состоянии дел с русским языком за рубежом было решено даже не начинать, а ограничиться сбором подготовленных участниками выступлений, которые, конечно же, будут внимательно изучены в тех же организациях. После этого все радостно двинулись на вечерний концерт. На следующий день полдня велись дебаты по поводу заключительного документа конференции, проект которого выглядел довольно рыхлым. Поэтому организаторы и отдельные участники попытались внести в него больше конкретики и полновесности, но каков он получился в окончательном виде делегаты так и не узнали, ибо им пришлось удовлетвориться обещанием организаторов, что документ будет доработан с учетом всех высказанных соображений и направлен участникам конференции на места. А вечером, как положено, состоялся праздничный банкет. Чтобы больше не возвращаться к организационной стороне проведения мероприятия, хочется отметить безупречную организацию конгресса, тем более приятную в том смысле, что к его участникам было проявлено максимальное внимание. Что касается содержательной стороны конгресса, то внимательный слушатель состоявшихся дебатов мог бы сделать несколько общих выводов. Очевидно повышенное внимание к проблематике русского языка как важнейшей части национального культурного и образовательного достояния высшего руководства страны. Это внимание очень отрадное и вселяющее надежду, что на смену распространившейся в последнее десятилетие в российском обществе идеи «Обогащайся, как можешь» могут придти более высокие идеалы нравственного характера. Остается надеяться, что Год русского языка явится не разовой компанией, а началом поворота государства к морально-нравственной составляющей жизни российского общества. Можно также констатировать наличие в России большого числа государственных органов и неправительственных организаций, озабоченных проблематикой русского языка и пытающихся по мере своих возможностей решать отдельные вопросы, связанные с поддержанием на должном уровне русского языка в России и в странах – бывших республиках СССР, сохранением русского языка и русской культуры среди различных поколений русскоязычных граждан за рубежом, а также его продвижением в странах дальнего зарубежья. Причем на эти цели государством и частным бизнесом сегодня выделяются значительные средства. Правда, сложилось впечатление, что в России нет единого координационного центра этой работы. Федеральная целевая программа «Русский язык» не имеет исполнительного аппарата. Не существует и сводного плана мероприятий Года русского языка. Отчасти поэтому отдельные мероприятия Года дублируют друг друга, а различные организации соперничают за право быть главными в деле поддержания и развития русского языка. При таком положении дел нет никакой уверенности в том, что опыт проведения Года русского языка будет серьезно проанализирован, а его позитивные и негативные итоги послужат уроком в плане проведения аналогичных мероприятий в будущем. Из выступлений участников Конгресса можно сделать вывод о трех основных составляющих проблематики русского языка в настоящее время: русский язык в России, русский язык в бывших республиках СССР и русский язык в дальнем зарубежье. Положению дел с русским языком в России на Конгрессе в силу его тематики было уделено меньше внимания. Тем не менее, в ряде выступлений прозвучала серьезная озабоченность низким уровнем преподавания русского языка в школе, особенно сельской и национальной, качеством русского языка, используемого государственными чиновниками и средствами массовой информации, особенно телевидением. При этом не стоит забывать о миграционных процессах, способствующие притоку в Россию людей плохо знающих или совсем не знающих русский язык, что ставит новые сложные задачи перед российским государством. Наиболее острая дискуссия на Конгрессе развернулась вокруг положения русского языка в бывших республиках СССР, в некоторых из которых русский язык является официальным, в других низведен до статуса языка национального меньшинства, а в отдельных странах правящие круги ведут дело к приданию русскому языку статуса иностранного. Из эмоциональных и порой сумбурных выступлений участников из этих стран сложилось впечатление о тотальном наступлении, где открытом, где скрытом, местных правящих элит на позиции русского языка в государственном делопроизводстве, в образовании, в средствах массой информации. Многие делегаты требовали активного вмешательства России в данные процессы, а наш «главный патриот» К.Затулин настойчиво проводил мысль и даже, кажется, добился включения ее в заключительный документ о том, что Россия должна строить свои отношения с той или иной страной с учетом отношения в этой стране к русскому языку. Не будучи специалистом по этим вопросам, трудно судить об объективности или субъективности тех или иных процессов. Однако, слушая выступления относительно положения русского языка в бывших республиках СССР, невольно пытаешься проанализировать ситуацию с точки зрения нормальной логики. Может ли быть русский язык официальным в странах Балтии, среднеазиатских странах, Закавказье и Молдавии? В принципе да, но при условии заинтересованности в этом местных политических элит. Есть ли у них такая заинтересованность? Сегодня в большинстве случаев скорее нет. Русский язык является родным языком части населения этих стран, причем в одних случаях значительной, а в другой уже и не такой значительной. Будет ли увеличиваться с годами в этих странах процент русскоязычного населения? С учетом демографических и миграционных процессов вряд ли. Поэтому стремление местных политических элит способствовать прежде всего развитию языка большинства населения выглядит логичным. Так стоит ли кричать караул и более того стращать санкциями за притеснение русского языка? Не правильнее ли как можно скорее осознать, что помогать русскоязычному населению можно совсем по-другому. В глобальном аспекте лучшим способом было бы укрепление политического и экономического могущества России. С сильным уважаемым соседом даже те, кто еще вчера старался забыть, как он учил русский язык в школе, будет стараться говорить на его родном языке, а новые поколения будут иметь естественную мотивацию к изучению русского языка. Ну а в сегодняшнем контексте конечно надо предпринимать с учетом национальных особенностей меры по поддержке русского языка в этих странах. Первое – помочь иметь возможность учиться на русском языке, читать периодические издания и смотреть телевидение, ходить в русские театры и т.д. Конечно, это можно и нужно добиваться путем терпеливых переговоров с местными властями. Но сегодня Россия может также себе позволить оказывать поддержку, в том числе финансовую, русскоязычным школам в этих странах, помогать создавать смешанные и частные университеты с преподаванием на русском языке, расширять льготный прием в российские вузы, готовить кадры для русскоязычных школ и вузов, поддерживать русскоязычные СМИ и распространение литературы на русском языке, поддерживать русскоязычные учреждения культуры, и, конечно, попытаться консолидировать движение неправительственных организаций русскоязычного населения, от силы и влиятельности которых в значительной степени зависит степень уважительного отношения к русскому языку и русской культуре местных властей. Всю эту работу придется проводить в трудных условиях недоверия и настороженности местных правящих элит, поэтому она требует большого терпения, деликатности, неукоснительного соблюдения местного законодательства, и одновременно настойчивости и последовательности, отталкиваясь от опыта многих европейских многонациональных стран, включая Испанию. Особняком стоит вопрос о русском языке в Украине и Казахстане, где он является родным для весьма значительной части населения. Но это тема отдельного разговора, причем желательно специалистов. Что касается проблематики русского языка в странах дальнего зарубежья, то в этом вопросе можно выделить два основных аспекта: это русский язык и русская культура для русскоязычных граждан, временно или постоянно проживающих за рубежом, а также русский язык для коренного населения зарубежных стран. Тема русского языка и соотечественников или, как стали сейчас говорить, русского мира за рубежом, очень обширная. Выступивший на Конгрессе видный российский политолог В.Никонов отметил новое в российской истории явление: сейчас за рубежом проживает первое поколение в истории русских иммиграций, которое не испытывает отчуждение от Родины. Но в то же время русский зарубежный мир продолжает быть очень разрозненным. В большинстве стран даже при значительной русской иммиграции нет русских лобби. Общественные организации соотечественников, как правило, весьма немногочисленны и слабы в организационном и финансовом плане. Аналогичное положение наблюдается и в Испании, где трудно идет процесс самоорганизации соотечественников. Что касается русского языка, то главной проблемой является русский язык у детей, которые, учась в испанских школах и общаясь в основном с испанскими сверстниками, очень быстро начинают терять родной язык. Как помочь этим детям, которые, кстати, в будущем могут составить основную часть зарубежного контингента в российских высших учебных заведениях. Кое-что в этом плане делается. Стали выходить специализированные учебники для двуязычных детей и пособия для учителей, на многочисленных семинарах этой теме стали уделять определенное внимание. Но все-таки главное в этом вопросе это оказание помощи в создании и работе сети очных и заочных школ русского языка и русской культуры для русскоязычных детей из семей иммигрантов. Живя и работая за рубежом, многие русские люди задают себе вопрос: « А чем я могу быть полезен своей родине?». Русские, по разным причинам оказавшиеся в Испании, как правило, не принадлежат к высоко оплачиваемым слоям населения, мало среди них и успешных предпринимателей, поэтому помочь родине капиталовложениями они вряд ли могут. Но ведь можно продвигать положительный образ России среди испанцев организацией концертов хороших русских артистов, выставок наших художников, лекций наших ученых, качественным преподаванием русского языка и привитием симпатий к русскому народу и русской культуре. И даже у тех, у кого нет возможности принимать прямое участие в продвижении русской культуры за рубежом, всегда остается простая и одновременно очень сложная функция: своим достойным поведением, своими личными качествами показать, каковы настоящие русские люди. Наверное, самым эффективным способом поддержки естественного стремления соотечественников к общению было бы создание в различных городах Испании что-то вроде «русских уголков», в смысле помещения, где была бы библиотека и видеотека, российское телевидение, может быть подписка на пару российских газет, где могли бы работать студии и кружки для детей. И где по вечерам была бы добрая хозяйка, которая за умеренную зарплату все бы это поддерживала в интересах заинтересованных соотечественников, а главное была бы им рада. Подобная идея не так уж утопична. Помещение можно попросить у мэрии, оборудовать его совместными усилиями: у каждого есть неиспользуемые книги и видеофильмы, российские организации могли бы помочь в оснащении. Остается самое сложное – найти умелую и порядочную хозяйку и платить ей разумную зарплату. Но думаю, что и это решается через взносы заинтересованных фирм и лиц, а также при посильном участии российского государства, которое провозгласило курс на поддержку соотечественников за рубежом и проводит грандиозные Конгрессы соотечественников, затраты на которые сопоставимы, наверное, с содержанием сотни, другой «русских уголков» по всему миру. Что касается продвижения русского языка среди коренного населения, то сегодня ситуация в Испании достаточно тревожная. Всего в стране русский язык изучают не более 2 тысяч человек, русского языка нет ни в одной средней школе, только в 3 университетах он преподается как специальность, еще в нескольких факультативно. Число изучающих русский язык в государственных школах иностранных языков в последние годы также не растет. В двух ведущих негосударственных центрах - Фонде «Александр Пушкин» в Мадриде и в Центре русского языка и культуры в Барселоне - на курсах русского языка в последние годы учатся около 400 человек в год. Кто эти люди?! Наибольший процент составляют студенты, которые используют возможность для изучения еще одного крупного мирового языка, который им может быть полезен при будущем трудоустройстве. Определенная часть - это сотрудники различных фирм, у которых развиваются деловые связи с Россией. И если бы эти связи развивались более динамично, таких людей было бы значительно больше. Новое явление последних лет – испанцы, которые или уже усыновили или надеются усыновить русских детей. И, конечно, люди, которые просто симпатизируют России и русской культуре. Преподавать русский язык по сравнению с недавним прошлым стало гораздо легче: в России выходит большое количество добротных учебников, которые пока еще доступны по цене, имеется широкое предложение стажировок по русскому языку в различных учебных заведениях России, все правда на коммерческой основе, но пока по приемлемым ценам. Для преподавателей русского языка Испании есть широкий выбор различных семинаров и курсов повышения квалификации, а в этом году даже слишком широкий. Видимо каждая уважающая себя российская организация старается внести свой вклад в проведение Года русского языка, и только за последние месяцы к нам поступило около 2 десятков приглашений на семинары, круглые столы и т.д., причем во многих случаях по схожей тематике. Это еще раз подтверждает, что было бы целесообразно иметь в России единый координационный орган, способный четко распланировать проведение всех мероприятий, исключив дублирование, а значит напрасную трату государственных средств. К тому же иногда из-за проведения многочисленных конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов и т.д., полезность многих из которых не вызывает сомнения, отходит на второй план пожалуй самое главное - конкретное внимание к каждому учебному заведению где преподается русский язык. Например, было бы очень полезно, если в каком-то российском органе, отвечающем за продвижение русского языка за рубежом, существовал бы перечень всех учебных заведений мира, где преподается русский язык, с каждым из них был бы налажен обмен информацией, что в эпоху Интернета сделать не трудно, была бы осуществлена за государственный счет подписка хотя бы на одну российскую газету, а также на уважаемый журнал «Русский язык за рубежом», который сегодня оценил уважение к себе по 37 долларов за каждый номер по подписке. Можно было бы подумать об установке при помощи российского государства параболических антенн для приема российского телевидения в тех центрах преподавания русского языка, в которых их пока нет. И конечно, в случае Испании необходимо возобновить практику предоставления государственных стипендий на стажировки по русскому языку в Институте русского языка имени Пушкина, которые были отменены нашим минобразованием несколько лет назад. Что касается полного курса обучения западноевропейских студентов в российских вузах, в этом вопросе вряд ли стоит питать особые иллюзии, кроме отдельных специальностей по естественным наукам и, конечно, специальности русский язык и литература. А вот краткосрочные стажировки по физике, математике, специальностям, связанным с космосом, с ядерной энергетикой и рядом других могли бы быть востребованы. В заключение хочется обратиться к мысли члена Патроната Фонда «Александр Пушкин» академика Костомарова, который в одном из своих выступлений отметил, что «Ни идеологическая, ни военная, ни экономическая борьба не вернут России былое величие. Прорыв сейчас возможен лишь в выдвижении гуманистических идей, в культурных влияниях, проводником которых служит русский язык. Россия скорее нужна миру как родина Пушкина, Толстого, Достоевского и Чехова, Чайковского и Шостаковича, Рублева и Репина, нежели как поставщик природных и людских ресурсов. Через русский язык в мировую культуру вносится русские ценности, исторически сложившееся понимание смысла жизни в пользу нравственных идеалов». Конечно, в наше время жесткого практицизма и монетаризма эта мысль может вызвать усмешку, но если подойти к ней не с сиюминутных позиций, то, быть может, такой подход и даст нам, русским людям, веру в будущее, без которой жить очень трудно. Александр ЧЕРНОСВИТОВ, член КС соотечественников, проживающих в Испании |
|